Актуально

Собрать и обезвредить: Как избавить клиники от медицинского мусора


Добавлено: 14 сен 2018 в 17:50, Категория: Медицина
Собрать и обезвредить: Как избавить клиники от медицинского мусора

Что выгоднее — обеззараживать опасные отходы прямо в больницах или нанимать профессионалов, которые вывезут красные пакеты и обезвредят медицинский мусор сами? Участники круглого стола, организованного «Фонтанкой» и «Доктором Питером», выяснили это, назвав конкретную стоимость таких услуг.


Проблема обращения с медицинскими отходами стала очевидной для Петербурга, когда в Боткинской больнице обнаружился настоящий могильник эпидемиологически опасного мусора. Выяснилось, что вывоз отходов был организован с нарушениями. Между тем в городе существует немало компаний, которые готовы добросовестно оказывать услуги по вывозу и обеззараживанию медотходов. А в Смольном задумались о том, что пора налаживать систему централизованного обращения с мусором, который производят больницы и поликлиники. Это значит, что контракт получит кто-то один. О том, возможно ли реализовать такую систему в Петербурге, какие у нее есть недостатки и почему цены на вывоз и переработку медицинских отходов падают, когда все остальное дорожает, обсудили участники круглого стола «Осторожно: медицинский мусор», который интернет-газета «Фонтанка.ру» и петербургский сайт о здоровье «Доктор Питер» провели в рамках проекта «Чем болеет Петербург».

У петербургских больниц и поликлиник ежегодно образуется 6 тысяч тонн медицинских отходов в год. Они делятся на два класса: «Б» - инфицированные материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями, патологоанатомические отходы, органы, ткани и «В» - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы, контактировавшие с инфекционными больными, а также содержащие микроорганизмы и возбудителей туберкулеза. Класс «В» расфасовывают в красные пакеты и обязательно обеззараживают на месте. Отходы класса «Б» можно вывозить для обработки специализированными организациями, а можно обеззараживать в специальных установках в самом учреждении. Эти установки еще в 2014 году было решено покупать и устанавливать прямо в медучреждениях, чтобы отправлять на полигоны уже сравнительно неопасный мусор. Однако практика показала, что не всегда такая система удобна. Сама установка стоит несколько миллионов рублей, ее надо обслуживать и ремонтировать. Не всякое помещение для такой установки годится. С ней должны работать грамотные люди. При этом зачастую нарушается порядок обращения с медотходами, прописанный в СанПиНе.

- СанПиН регулирует деятельность Роспотребнадзора, который проверяет учреждения в рамках плановых и неправильных проверок, - говорит и. о. начальника отдела надзора за коммунальными объектами управления Роспотребнадзора по Петербургу Виктория Макарова. - Если обнаружены нарушения, мы составляем протокол об административном правонарушении. Штраф для юридических лиц начинается от 100 тысяч рублей.

Теперь в Смольном задумались о поиске единого оператора, который будет вывозить медицинские отходы для начала из 27 медучреждений. Перейдя на такую централизованную систему, власти рассчитывают освободить больницы и поликлиники от непрофильного и неприятного занятия.

В 2014 году город склонился к децентрализованному способу обращения с медотходами: в государственных учреждения здравоохранения начали появляться установки по обеззараживанию медицинских отходов, - рассказал начальник отдела развития учреждений комитета по здравоохранению Петербурга Андрей Пахомов. - Да, Роспотребнадзор выявляет нарушения. Но после 2016 года значительных не было. Сегодня централизованная схема по обращению с отходами представляется более оптимальной и прозрачной. У нас 27 учреждений, не оснащенных установками по обеззараживанию отходов. В рамках торгов определится победитель, который будет вывозить их отходы. Общая сумма уже понятна, но мы озвучим ее позже. Торги будут объявлены после принятия бюджета в 2019 году. А пока эти учреждения имеют самостоятельные контракты на вывоз и обеззараживание отходов с различными организациями. Цена на эти услуги составляет в среднем 70 рублей за килограмм с вывозом и обеззараживанием. Если установка стоит в учреждении, считаются только расходы на ее эксплуатацию. Но это не очень профильная функция для учреждения. Уже есть поручение губернатора о переходе на централизованную схему. Когда установки для обеззараживания отходов класса Б будут выходить из эксплуатации, эти учреждения будут включаться в централизованную систему переработки отходов. Больше закупать установки для учреждений не планируется.

Аналог системы централизации — единый оператор по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов. Эта система работает, ее можно скопировать. Но с учетом особенностей медотходов. Суть схемы та же: единый оператор, который победил на совместных торгах и будет осуществлять сбор и переработку».

Но и тут есть сомнения: «Несколько лет назад мы разрабатывали систему централизованного обеззараживания отходов, - отметил директор Городского центра медицинской профилактики Владимир Жолобов. - Петербург очень сложно перевести на централизованную систему, учитывая площадь нашего города. Транспортировка опасных отходов сама по себе таит опасность. Что случись с машиной — и эти пакеты красного цвета рассыпятся по дороге. Мало никому не покажется. В каких-то ситуациях, возможно, лучше децентрализация. Но куда вывозить эти опасные отходы? Очень важный вопрос».

Однако у представителей бизнеса - собственный взгляд на проблему.

«Складывается такое ощущение, что представители власти не знают о существовании рынка услуг по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов, - сказал генеральный директор ООО "УК "Белый Трест" Александр Сулягин. - Но организаций много. Кто-то предоставляет услуги по сжиганию, кто-то занимается измельчением отходов. И цены на рынке разные. У нас контракты имеются по 7 рублей 43 копейки за утилизацию килограмма медотходов. Цена по рынку среди медицинских учреждений в среднем 30 рублей за килограмм отходов. И она снижается за счет конкуренции. Оснащение учреждений установками для обезвреживания отходов — дикость. Такое ощущение, что у нас государство не умеет считать деньги.

У нашей организации заключен госконтракт с Николаевской больницей, расположенной в Петергофе. Для нее стоимость услуг составляет 15 рублей 52 копейки за килограмм. А в год получается 939 тысяч 782 рубля. В мае это учреждение заключило контракт на поставку оборудования для утилизации отходов на месте за 14 млн рублей. Мы могли бы обслуживать это учреждение 15 лет на эти деньги. Надо еще учитывать, что 40% объема после обезвреживания на месте надо будет отправить на полигон, а это 800 рублей за кубический метр отходов.

Есть и другой пример: больница №46 на Старорусской. Там купили за 12 млн утилизатор, а пользоваться им не могут. Он либо не работает, либо нет людей, которые умеют с ним обращаться. Приходится заключать контракты на обезвреживание со сторонними организациями. В более мелких учреждениях - та же проблема. Утилизатор ломается, надо объявлять конкурс на его ремонт. Это — время. Отходы копятся. Что происходит? Все эти мешки отправляются, пока никто не видит, в зеленые баки без всякого обезвреживания. Получается, что потратили огромные государственные деньги на установки, а теперь переходим на централизованный способ обращения с отходами. Но стоимость утилизации отходов в медучреждении, если учесть все сопутствующие расходы, намного выше рыночной в два, а то и три раза. Потому что в нее входит не только зарплата персонала и обслуживание утилизатора, но и проект помещения для утилизации, ремонт этого помещения. Гарантия на утилизаторы, как правило, составляет 12 месяцев, а срок службы — не более трех лет без капитального ремонта».

Участники круглого стола разошлись в оценках средней стоимости переработки медицинского мусора.

«Мы производим оборудование для медицинских учреждений, и не являемся сторонниками ни децентрализованного, ни централизованного метода обращения с отходами, - сказал коммерческий директор ООО "Мегатехника" Вячеслав Фомин. - Более 5 лет поставляем оборудование как в Россию, так и в страны СНГ: в Белоруссию, Украину и Казахстан, сейчас заканчиваем сертификацию в Индии. В Белоруссии как раз практиковался централизованный метод, от которого они сейчас отходят и приобретают оборудование. Все, конечно, зависит от логистики. Если смотреть на российский рынок, средние цены на вывоз отходов сторонними коммерческими компаниями составляют 40-90 руб/кг, в зависимости от региона. Если коллега говорит, что обеззараживать на месте дорого, то на нашем оборудовании уже несколько лет работают 279 лечебно-профилактических учреждения и себестоимость обеззараживания в условиях лечебного учреждения не превышает 10 рублей за один килограмм. Никогда подобная цена не будет предложена коммерческими учреждениями, строящими центры по обезвреживанию за 120 млн. рублей и более. Стоимость вывоза медицинских отходов вырастет еще выше.

Что касается транспортировки отходов, то сегодня эта деятельность не подлежит лицензированию. В связи с этим на рынок выходят недобросовестные компании. Я сейчас не говорю про Петербург, здесь ситуация достаточно хорошая. Но в целом в стране существует проблема — на рынке действует множество компаний, у которых нет полигонов, нет материально-технической базы, куда и каким образом они вывозят отходы, непонятно. Наша позиция: этот вид деятельности должен подлежать лицензированию. В каждой лицензии должен быть указан адрес, по которому компании обеззараживают отходы, количество единиц оборудования, производительность этого оборудования, квалифицированный персонал. Чтобы не было ситуации, когда у организации стоит утилизатор, который в день может утилизировать максимум 100 килограммов отходов, а контрактов эта организация заключила на несколько тонн - надо понять, куда вывозятся излишки.

Теперь скажу несколько слов по ситуации в нашем городе. Примерно половина из общего количества лечебных учреждений, находящихся в подчинении комитета по здравоохранению, уже имеет установки и утилизирует свои медицинские отходы самостоятельно. Чтобы оснастить оставшиеся лечебные учреждения отечественным оборудованием, потребуется не более 140 млн. рублей с окупаемостью этих инвестиций на второй год эксплуатации, с ресурсом работы 8 лет. Примером тому - всем известная Клиническая инфекционная больница им. С.П.Боткина. Ежегодно на двух площадках этой больницы образуется 9 600 кг медицинских отходов класса В, расходы на вывоз этих отходов - 4,2 млн. руб. Несколько месяцев назад мы вместе с сотрудниками комитета по здравоохранению выезжали в Боткинскую больницу для оценки стоимости оборудования по обеззараживанию медицинских отходов. Наша компания готова была произвести и установить оборудование за 5 млн. руб. и оно окупалось уже на второй год эксплуатации. Вот за такие скромные деньги, да еще с такой окупаемостью можно решить проблему с обращением медицинских отходов. Ситуацию с ними в нашем городе целенаправленно раздувают заинтересованные коммерческие структуры».

Непрозрачность работы некоторых компаний на рынке отметили и другие участники круглого стола.

«Наша компания достаточно свежая на данном рынке. Недавно мы открыли комплекс по переработке отходов, на открытие приезжал губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, - сказал технический директор ООО «Медицинская логистика» Максим Закутайло. - Производительность комплекса достаточно велика: мы готовы перерабатывать около 600 килограммов отходов в час. Мы - за централизацию вывоза медицинских отходов в городе. Больницы не должны заниматься непрофильной деятельностью. Если поднять статистику, порядка 30% болезней люди выносят именно из больниц. Вирусы каждый год модифицируются и, фактически, мы не всегда можем понять, что это за болезни. Побывав в некоторых учреждениях, мы, конечно, иногда приходим в ужас, потому что нормы СапПиН не соблюдаются. Но и больницы тоже можно понять — они зачастую вынуждены устанавливать оборудование для обеззараживания отходов в те крохотные помещения, что у них есть. Клиник, построенных недавно, мало, и новое оборудование в старом здании иногда просто не поставить. Мы подсчитали, что себестоимость обеззараживания одного килограмма медицинских отходов в стенах больницы — более 100 рублей. Поясню, что мы включали в эту себестоимость: покупка оборудования, которое амортизируется каждый день, оборудование помещения дорогостоящей вытяжкой, фонд оплаты труда, халаты и прочий защитный инвентарь для персонала, прививки, вывоз отходов. Поэтому цифры в 10 рублей за килограмм и даже в 70 рублей не кажутся нам соответствующими действительности.

Централизация — это, прежде всего, экономия бюджета больниц, которые, наконец, уйдут от непрофильной для них деятельности.

Еще одна проблема — контролирование контракта. В больницах не понимают, куда увозят и где потом размещают их отходы. Больница знает только своего перевозчика: кто приехал и забрал. Где расположено оборудование, что это за оборудование, больницы не знают, но вынуждены работать по 44-ФЗ и заключать контракт с тем, кто дал наименьшую цену.

Мы, понимая эту проблему, всегда при заключении контракта предлагаем заказчикам возможность контроля за процессом работы с отходами — экспедирование груза и посещение объекта, где отходы обеззараживаются».

Другая сторона проблемы — оборудование, уже купленное для медучреждений за миллионы рублей, все же нужно использовать. И правильно обслуживать.

«Наш бизнес заключается в том, что мы оснащаем клиники оборудованием для обеззараживания медицинских отходов, - сказала генеральный директор ООО «КЕЛЕАНЗ Медикал» Елена Кириленко. - Сразу хочу подчеркнуть, что мы всегда предлагаем своим заказчикам оборудование в первую очередь российских производителей. Наша компания работает уже 12-й год и является ведущим дистрибьютором многих зарубежных фирм. Но мы рекомендуем именно российскую технику, потому что она удобнее в обслуживании, для нее проще получить запчасти. У нас больше 10 человек работает в сервисной службе, это наша сильная сторона.

Наверное, нет какого-то универсального решения для обращения с отходами в масштабах города. Есть удаленные районы, проблемы движения, пробки на дорогах. Есть опасность ДТП — нужно понять, какую опасность для участников движения могут нести отходы, рассыпавшиеся по дороге. А оборудование, которое куплено, надо эксплуатировать.

Но я в первую очередь хочу сказать о сервисе. У нас в Петербурге много контрактов на комплексное обслуживание учреждения в целом. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что установленное в нем оборудование для обеззараживания отходов не работает. Мы начинаем разбираться, почему, и выясняется, что оно просто не обслуживалось. Именно на техническое обслуживание оборудования по обеззараживанию отходов денег не выделяется. Это не ремонт, а работа с исправной техникой: очистка, периодическая замена фильтров, калибровка и проверка системы. Больницы в основном имеют возможность оплатить только ремонтные работы — а это, зачастую, обходится значительно дороже, чем, если бы оборудование нормально обслуживалось.

Еще одна проблема — на рынок выходят непонятные компании из Новосибирска, из Братска и заключают контракты на обслуживание медицинского оборудования в Петербурге, демпингуют (до 80%!), дистанционно по почте присылают акты выполненных работ и добиваются, чтобы руководство медучреждения эти акты подписало. Это становится возможным, потому что нет единого механизма для заключения контракта на сервис. Каждое учреждение изыскивает возможность обслуживания оборудования в рамках выделенного финансирования. Его стоимость в год в среднем по стране составляет около 10% от стоимости оборудования. Если установка стоит 10 миллионов, то около миллиона в год надо потратить на его обслуживание. Хотя в Петербурге сейчас цены на порядок ниже».

Казалось бы, аргументов в пользу централизованной системы много. Но, как это часто бывает, дьявол кроется в мелочах.

«СанПиН пункт 5.1 говорит о том, что выбор метода обеззараживания медицинских отходов зависит от мощности и профиля медицинской организации. Поэтому я, в принципе, согласен, что должна быть и централизованная, и децентрализованная система — в зависимости от профиля медучреждения, - сказал генеральный директор Анатолий Дементьев ООО "МЕДЭКОЛОГИЯ+" - Говоря о централизованном способе обеззараживания очень важно, какой именно метод будет выбран. Это либо сжигание, либо переработка давлением насыщенного пара. Но тот же СанПиН в пункте 4.18 говорит, что переработка послеоперационных органических и биологических отходов давлением насыщенного пара невозможна — приемлема только кремация. Все больницы имеют разную морфологию отходов, у них есть и биологические отходы класса "Б" (согласно нашей статистике примерно 25-30% от общего объёма), и отходы класса «Б» - колюще-режущий инструментарий (5-10% от общего объёма). Пластик (40-45% общего объёма), текстиль, бумага (примерно 30% от общего объёма)

Причём важно что в зависимости от сезонности, заболеваемости и других факторов, морфологический состав отходов может изменяться.

«Медэкология» - это подразделение одной большой группы «Пиретта», которое принимает в Петербурге до 1,5 тонн отходов в сутки, этот объем постоянно растёт, а так же из соседних областей ещё до 5 тонн ежесуточно. Мы работаем в 14 регионах страны, с самой восточной точкой в Набережных Челнах. Везде реализуем централизованную схему вывоза отходов со сжиганием. И во всех регионах мы сталкиваемся с проблемой размещения подобного рода объектов. Как правило, мы находим подходящие территории вдали от населенных мест. Хорошим примером является наша Тверская площадка - бывший завод СанВетУтиль, построенный с учётом всех факторов ещё в советские годы для утилизации павшего скота, сегодня выкупленный и перепрофилированный нашей компанией.

Почему больница, имеющая на своей территории установку для обеззараживания, сталкивается с необходимостью дополнительно заключать договор на вывоз части отходов? Потому что она производит разные их виды. Отходы послеоперационные, отходы вивариев, к которым требования предъявляет не только Роспотребнадзор, но и ветеринарная служба. В любом случае, организации столкнутся с тем, что нужно использовать обе системы обеззараживания отходов, хотя при правильной реализации централизованной системы от обеззараживания на местах можно отказаться.

Есть опыт централизованной системы в Ростовской области. Проект реализовала компания «Центр-100» и частично компания "ПИРЕТТА", которая обслуживает самую крупную Ростовскую областную клиническую больницу.

Они столкнулись с тем, что техническим заданием был предусмотрен не только вывоз отходов, но и вторичная переработка пластика. Как сказано выше, пластик составляет процентов 40-50 от общего объема отходов. Его надо было перерабатывать с получением вторсырья (пластиковой крошки). Общая сумма контрактов - более 80 млн рублей. И когда компания «ПИРЕТТА» переработала пластик и получила крошку, нужно было ее продать, чтобы отбить издержки. Но это оказалось невозможно: химическая промышленность производит ее по цене 20-25 рублей за килограмм, а то, что получается после переработки отходов, имеет себестоимость в 30 рублей. Чтобы хоть что-то заработать, ее надо продать хотя бы за 35 рублей. А по такой цене она никому не нужна. Если невозможно продать, надо опять вывозить на полигон? Который не принимает легально этот вид отходов.

Да, без централизации не обойтись. Но большой вопрос — каким образом это будет реализовано. Ведь в городе существует немало федеральных учреждений, неподведомственных Смольному. Кроме того, есть около 4 тысяч частных медицинских центров. В Петербурге с логистикой очень сложно, как бы мы ни хотели, мы не сможем построить систему с ежедневным вывозом отходов из всех медицинских учреждений Петербурга. Для эффективной реализации централизованной схемы, необходимо решить вопрос с правильным накоплением и временным хранением в местах образования. Как мы подошли к этому вопросу? Мы стали производить и устанавливать в больницах специализированные накопители-холодильники (НХС), так как п. 6.2 СанПин 2.1.7.2790-10 допускает такую форму временного хранения и не регламентирует его сроков. Можно легально и безопасно хранить необеззараженные медицинские отходы класса "Б" до вывоза на площадку по обезвреживанию. И мы в рамках контрактов комплектуем медицинские учреждения специализированными НХС разных размеров в зависимости от профиля и мощности медицинского учреждения».

Все участники круглого стола сошлись во мнении: главная проблема рынка услуг по обеззараживанию и вывозу медицинских отходов - недостаточное регулирование. И начинать решать ее нужно с введения лицензирования для компаний, которые берутся эти услуги оказывать. Тогда медучреждения смогут, наконец, делегировать хлопоты по утилизации своих опасных отходов профессионалам.



Добавлено: 14 сен 2018 в 17:50, По материалам: doctorpiter.ru

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Другие новости
Время танцоров 55+

Время танцоров 55+

24 сен 09:08Пенсия
Вы всю жизнь хотели танцевать, но было некогда? А сейчас время есть, но стесняетесь Напрасно! Может быть вас вдохновит история одного успеха. Вопреки распространенному стереотипу, далее..
Познакомьтесь, волонтёры!

Познакомьтесь, волонтёры!

24 сен 08:43Пенсия
Не правда ли, лучшее место для знакомства таких замечательных людей - светский приём? Волонтерский центр «Серебряный возраст» впервые в формате светского приема провёл встречу далее..
Собрать букет из одуванчиков

Собрать букет из одуванчиков

24 сен 08:26Пенсия
Любимые цветы Любови Ивановны – ярко-желтые одуванчики. В день знакомства ей подарил их ее муж будущий Николай. Это было давно, больше полувека назад. Тогда Люба и Коля из села далее..
Основатель Esky Александр Пискунов занялся цифровым бизнесом «Сбербанка», вместе с Завадским

Основатель Esky Александр Пискунов занялся цифровым бизнесом «Сбербанка», вместе с Завадским

Основатель магазина Esky.ru Александр Пискунов стал управляющим директором в дирекции развития цифрового бизнеса «Сбербанка». Летом 2017 года Пискунов продал основанный им магазин далее..