Ученые обнаружили новый штамм вируса клещевого энцефалита

Добавлено: 17 апр 2018 в 15:41, Категория: Медицина
Ученые обнаружили новый штамм вируса клещевого энцефалита

Сибирские ученые обнаружили новый вариант вируса клещевого энцефалита и назвали его «Обский». Правда, паниковать, по мнению исследователей, пока рано - скорее всего, он слабопатогенный.

Ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН вместе с коллегами из Института систематики и экологии животных СО РАН исследовали коллекцию вирусов клещевого энцефалита, выделенных на территории Новосибирского научного центра. Кроме известных генетических вариантов вируса, был найден новый — его назвали «Обский», сообщает «Наука Сибири», По словам исследователей, недавно обнаруженный вариант соответствует одному из трех существующих субтипов вируса - сибирскому, но генетически «находка» отличается от уже известных вариантов и близка к границе их разделения на субтипы.

- Разница между субтипами (восточный, европейский и сибирский - Прим. ред) составляет 12 % по нуклеотидной последовательности, — рассказывает младший научный сотрудник ИХБФМ СО РАН кандидат биологических наук Сергей Ткачев. — Оказалось, что новый штамм по своей генетической структуре близок к этой границе: он, конечно, сибирский субтип, но больше остальных похож и на другие типы. У него уникальная структура белков — точнее, некоторые варианты аминокислотных остатков в них не были описаны ранее, — что может влиять на биологические свойства данного варианта.

Считается, что различные субтипы вируса клещевого энцефалита отличаются по симптоматике заболевания. Так, дальневосточный тяготеет к более тяжелой форме клещевого энцефалита, сибирский вызывает хроническую, а европейский является легко переносимым. Хотя на самом деле, уточняют исследователи, течение болезни определяют и особенности зараженного организма — например, иммунитет.

По словам ученых, новый штамм, по всей видимости, слабопатогенный — на мышах он показал низкую способность проникать в мозг. Оценка возраста вирусов этой группы показала, что они скорее всего относятся к наиболее древней линии среди сибирского субтипа - Обской линии, которая была отделена от общего предка примерно 1,5 тысячи лет назад. По словам Сергея Ткачева, пока на территории ННЦ был обнаружен только один штамм этой линии, а коллеги из Москвы нашли еще два вирусных изолята (выявленных фрагмента генома) в Кемерово.

Добавлено: 17 апр 2018 в 15:41, По материалам: doctorpiter.ru